Информация о курсе
История развития управления качеством
История развития управления качеством представляет собой пять этапов, иногда представляемых в виде пяти звезд качества.
Первый этап развития управления качеством
История развития управления качеством началась с работ Тейлора в начале 20 века. В соответствии с системой Тейлора были установлены технические и производственные нормы для специалистов и инженеров, которые впоследствии выполнялись рабочими.
Система качества того времени устанавливала требования к качеству продукции (изделия, детали) в форме поля допуска, при этом были введены определенные шаблоны, которые настраивались на верхнюю и нижнюю границы допусков (проходной и непроходной калибр).
В целях успешного функционирования системы качества Тейлора вводится новая должность – инспектор по качеству (в нашей стране технический контролер). В то время система обучения была сведена к профессиональному обучению и обучению работы с контрольно-измерительным оборудованием.
Система Тейлора стала хорошим инструментом управления качеством, но подходила только для работы с каждым конкретным изделием (деталью, сборочной единицей). Требовалось разработать систему управления качеством, подходящую для управления всем процессом производства.
Второй этап истории развития управления качеством
В 1924 году в корпорации AT&T создается группа с руководителем Р.Л. Джонсом, который закладывает основы статистического управления качеством. Они включали в себя разработки контрольных карт В. Шухарта, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества Г. Доджа и Г. Роминга.
Демингом была выдвинута идея отмены оценки заданий и результатов выполнения работы, поскольку они создают атмосферу страха, способствуют краткосрочному вкладу в работу.
На данном этапе появляется новая должность инженера по качеству, в обязанности которого входил анализ качества и причин дефектов изделий, построение контрольных карт и др. Акцент с поиска дефектов постепенно переносится на их предупреждение через определение причин дефектов и их устранение посредством изучения процессов и их управления.
Более сложной становится и мотивация труда, поскольку теперь приходилось учитывать точность настроенности процесса, анализировать контрольные карты, карты регулирования и контроля. Профессиональное обучение дополнили обучение статистическим методам анализа, регулирование и контроль. В отношениях между поставщиками и потребителями значительную роль стали играть стандартные таблицы и статистический контроль на приемке.
Третий и четвертый этап истории развития управления качеством
Дальнейшую эволюцию история развития управления качеством получила при выдвижении концепции тотального контроля качества в середине 20 века. Главными задачами этой концепции можно назвать:
- Проверку качества поставляемых изделий, материалов и комплектующих,
- Планируемое устранение потенциального несоответствия в изделии на этапе конструкторских разработок,
- Развитие служб сервисного обслуживания,
- Прогнозирование и управление производством и др.
Важнейшим достижением данного этапа стало появление документированных систем качества.
Четвертый этап ознаменовался переходом от тотального контроля качества к тотальному менеджменту качества. В то время появляются новые стандарты ИСО.
Пятый этап развития управления качеством
История развития управления качеством в 90 годы характеризовалась усилением влияния общества на компании, которые все больше стали учитывать общественные интересы. В то время появляются стандарты серии ИСО 14000, установившие требования к системам управления, учитывая требования по защите окружающей среды и безопасности выпускаемой продукции.
На пятом этапе появляются корпоративные системы управления качеством, цель которых заключается в усилении требований международных стандартов и учете специфики данных корпораций.
- Учитель: Чимита Будаевна Дамбаева